Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
  3. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  4. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  1. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  1. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  1. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  1. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ У Ч А С Т Н И К А Е Г Э В Ы П У С К Н И К А ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО ГОДА

В ДОСРОЧНЫЙ (март-апрель), ОСНОВНОЙ (май-июнь) ПЕРИОДЫ К ГИА-11 ДОПУСКАЮТСЯ
обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный
план или индивидуальный учебный план
до 1 февраля  необходимо подать заявление в своё ОО с перечнем предметов, по которым планируется сдавать ЕГЭ

ВСЕ экзамены начинаются в 10:00.

Прибыть в пункт проведения экзамена (ППЭ) необходимо не позднее 9:00.
Не забыть паспорт, чёрную гелевую ручку !
ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения, стационарными и (или) переносными металлоискателями
Можно взять с собой на экзамен:
по математике – линейку;
по физике – линейку и непрограммируемый калькулятор;
по химии – непрограммируемый калькулятор;
по географии – линейку, непрограммируемый калькулятор, транспортир
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
иметь при себе уведомление о регистрации на экзамен, средства связи, электронно–вычислительную
технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства
хранения и передачи информации (за исключением разрешённых на данном экзамене);
выносить из аудитории письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и
передачи информации, экзаменационные материалы, черновики;
фотографировать экзаменационные материалы;
разговаривать, вставать с мест, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами;
пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указанны в тексте КИМ;
перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.
при выходе из аудитории во время экзамена участник ЕГЭ должен оставить экзаменационные материалы,
черновики и письменные принадлежности на рабочем столе.
При нарушении данных требований участник удаляется с экзамена без права пересдачи в
текущем году!

Узнать результаты ЕГЭ можно в ППЭ, в своей ОО или на официальном портале ЕГЭ:
http://check.ege.edu.ru/
Участник вправе подать апелляцию:
о нарушении установленного порядка –  члену ГЭК в день экзамена, не выходя из ППЭ;
о несогласии с выставленными баллами – в своей ОО в течение 2 рабочих дней со дня официального
объявления результата!
для получения аттестата выпускники должны сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам: РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА (на любом из профилей)
для  поступления в вуз можно сдать любое количество предметов по выбору
ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА НЕОБХОДИМО
вскрыть индивидуальный комплект, предварительно убедившись, что упаковка не нарушена;
сверить номера штрих-кодов на конверте индивидуального комплекта с номерами бланков, КИМ;
убедиться в комплектности экзаменационных материалов и отсутствии типографского брака;
прослушать инструктаж организаторов;
заполнить бланк регистрации
Время, затраченное на подготовительные мероприятия перед
началом экзамена, не включается в сам экзамен!
В том случае, если выбранные
предметы поставлены в расписание в
один день, участникам
предоставляется возможность сдать
ЕГЭ в резервные дни.
Продолжительность экзаменов:
15 мин.— иностранный язык («говорение»);
3 ч. — иностранные языки, математика
(базовый), география, биология;
3 ч. 30 мин.— русский язык, химия;
3 ч. 55 мин.—математика (профильный), физика, информатика и ИКТ, обществознание, история, литература

  • Участник ЕГЭ с ОВЗ имеет право на:
    отдельную аудиторию;
    ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
    пользование необходимыми техническими средствами, питание и перерывы для проведения необходимых
    медико-профилактических процедур;
    продление экзамена на 1,5 часа
    результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов


        Для обеспечения права на объективное оценивание участник ЕГЭ может подать в письменной форме апелляцию:
    о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету;
    о несогласии с выставленными баллами.
    Не принимаются апелляции:
    по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам;
    по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.

ПРАВИЛА ПОДАЧИ Апелляции
Апелляция О НАРУШЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ участник подаёт в день экзамена, не покидая ППЭ.

Действия участника ЕГЭ:
получить от организатора в аудитории  форму 2-ППЭ (2 экземпляра), на основании которойсоставляется апелляция;  составить апелляцию в двух экземплярах;
передать оба экземпляра члену ГЭК,
который обязан принять и удостоверить их своей подписью, один экземпляр вернуть участнику, другой
передать в конфликтную комиссию;
получить информацию о времени и месте рассмотрения апелляции

ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ
При рассмотрении апелляции вместо участника ЕГЭ или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители), которые должны иметь при себе паспорт. Законные представители (опекуны, усыновители, попечители, а также лица, осуществляющие патронаж совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои права) должны иметь при себе паспорт и документы, подтверждающие их полномочия.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ не более двух рабочих дней и выносит одно из решений: отклонение апелляции и сохранение результата ЕГЭ;
удовлетворение апелляции и отмена результата ЕГЭ, участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ в иной день, предусмотренный единым расписанием.

Апелляция
О НЕСОГЛАСИИ С ВЫСТАВЛЕННЫМИ БАЛЛАМИ

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Выпускники текущего года могут подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, в которой они были допущены к государственной итоговой аттестации в установленном порядке, иные участники ЕГЭ — в места регистрации на сдачу ЕГЭ.

Действия участника ЕГЭ:
получить в ОО или в месте, в котором проходила регистрация на сдачу ЕГЭ, форму (в двух экземплярах), на основании  которой составляется апелляция;
составить апелляцию в двух экземплярах;
передать оба экземпляра руководителю ОО или ответственному лицу (в местах регистрации на сдачу ЕГЭ);
получить информацию о времени и месте рассмотрения апелляции;
прийти на процедуру рассмотрения апелляций в конфликтной комиссии, имея при себе паспорт

(По желанию участника ЕГЭ его апелляция может быть рассмотрена без его присутствия)

АПЕЛЛЯЦИИ
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами не более четырёх рабочих дней с момента ее подачи участником ЕГЭ и выносит решение:
отклонение апелляции и сохранение выставленных баллов;
удовлетворение апелляции и выставление других баллов.
По результатам рассмотрения апелляции количество выставленных баллов может быть изменено как в
сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Черновики, использованные на экзамене, в качестве материалов апелляции не рассматриваются.

Апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, о несогласии с выставленными баллами могут быть отозваны участниками ЕГЭ по их собственному желанию. Для этого участник ЕГЭ пишет заявление в КК об отзыве, поданной им апелляции. Обучающиеся подают соответствующее заявление в письменной форме в ОО или в месте, в котором проходила регистрация на сдачу ЕГЭ.

Дополнительная информация о ЕГЭ: ege.edu.ru, cok.cross-edu.ru, тел. 8 (391) 2-46-00-29;2-04-04-33

   Региональная телефонная «горячая линия» по вопросам проведения ЕГЭ — 8 (391) 204-04-33.

   Проверить результаты ЕГЭ можно по ссылке  http://check.ege.edu.ru